Давид Гареджи

Давид Гареджи, 7 ноября 2010

Я....

Так получилось, что с июня 2008 моя жизнь очень плотно пересеклась с Грузией. Сначала это были командировки, теперь это постоянная работа (условно-постоянная – контракт подписан на пару лет). В период командировок сил и времени хватило лишь на одну поездку за границы города Тбилиси – в октябре 2009, а прекратив на выходные улетать на Украину, наконец-то получилось больше путешествовать по Грузии.
И наверно стоит поискать какой-то знак в том, что восстанавливать в своем блоге информацию о таких поездках я начинаю именно с Давид Гареджи. Именно поездка 16 мая 2010 года в Давид Гареджи положила начало периоду интенсивных путешествий по Грузии. Именно поездка 7 ноября 2010 года в Давид Гареджи, скорее всего, завершит путешествия в этом сезоне. Хотя, все возможно – следующие выходные еще обещают быть солнечными, а температура будет приближаться к +19oС – если это будет так, ничто не помешает снова куда-то прогуляться. Благо, в этой стране есть много интереснейших мест.
Давид Гареджи, монастырский комплекс

Давид Гареджи, монастырский комплекс

Ну а теперь о главном – Давид Гареджи.
Совершенно не уверен в правильности такого наименования, но так это место называют мои коллеги. Если захотите поискать по словарям, википедии – стоит искать как «Давидо-Гареджийский монастырский комплекс», иногда называют «Гареджи, действующий мужской монастырь во имя прп. Давида Гареджийского». Но все это об одном и том же месте — пещерные монастыри VI века, расположенные в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе.
Сразу скажу – близость к границе сильно ощущается: постоянно встречались пограничные караулы, а возле верхних пещер не доступна сеть грузинского провайдера мобильной связи и телефон настойчиво пытается присоединиться к азербайджанскому оператору.
Первая поездка (16 мая 2010) была организована инициативной группой от нашей компании, собрался замечательный и энергичный коллектив. Удалось обойти все и не скучать ни по дороге к Гареджи, ни обратно. Вот тогда и услышал обрывки старой легенды, что три посещения Давид Гареджи приравниваются к одному походу в Иерусалим.
Дивное ощущение – об этой легенде я вспомнил только после своей второй поездки в Давид Гареджи – 29 мая 2010, а перепроверить легенду захотел лишь после третьей поездки – 10 июля 2010 года.
Н-да, с легендой не получилось…
Точнее, с легендой все хорошо получилось – она есть! И очень уважаемые источники лежат в фундаменте легенды, вот только за прошедшие годы все немного изменилось:

Интересно, что в Давид Гареджи хранилась величайшая святыня – камень, принесённый Давидом из паломничества в Иерусалим. Дойдя до Иерусалима, Давид испытал такой трепет, что не решился войти в город, а только взял 3 камня и пошёл назад. Той же ночью царю был сон, из которого следовало, что некто забрал всю духовную силу Иерусалима. Солдаты догнали Давида и забрали у него 2 камня. А третий он принёс в Грузию. И сейчас этот камень, треть духовной мощи Иерусалима хранится в Сионском соборе Тбилиси, а в Давид Гареджи привозится только на разные церемонии.

Источник не указываю – по всем инету это цитата сильно растиражирована! Попытался покопаться поглубже, все найти не удалось – но тут уж покрепче:

С именем Давида связано появление Камня благодати, чудотворной святыни Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) и ценнейшей реликвии Гареджи. Согласно Житию, Давид с неск. монахами совершил паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню. Достигнув города, он по смирению не вошел в него и молился на Горе благодати, «откуда и виден божественный город, святой Иерусалим» (ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 198-199, 237). Давид взял с горы 3 камня, в ту же ночь Иерусалимскому патриарху Илии II (494-516) во сне явился ангел, к-рый сказал, что груз. монах вынес всю благодать из Иерусалима. Гонцы патриарха нагнали преподобного, направлявшегося в Грузию, и по указанию ангела забрали 2 камня, оставив один, приравненный ангелом к 1/3 благодати Гроба Господня. Монахи Гареджи мн. века сохраняли Камень благодати под спудом возле могилы Давида (ныне хранится в Грузинской Патриархии). По преданию, троекратная молитва возле камня приравнивалась к паломничеству в Иерусалим.

Долго пытался найти этот «ПДГАЛ»… Кстати, расшифровывается очень прилично – «Памятники древнегрузинской агиографической литературы», увы, не получилось. Не уверен, что существует полный текст на русском, скорее только на грузинском. Но поиски не прошли зря. Действительно нашел реальные (насколько это возможно обсуждая события VI-го века) изложения:

Здесь Давид, увидев издали св. град, пал на землю и со слезами в восторге произнес «Господи Иисусе Христе, Боже наш? Ты, Которой пришел на землю для спасения рода человеческого, благоволил вочеловечиться, родиться без греха от Пресвятой Девы Марии, по Своей воле пострадал за грехи наши в этих местах, которые я ныне вижу, перенес Крест и смерть, как смертный человек, положился во гробе и Божественною силою воскрес, воскресив Адама со всем родом его! Ты сподобил и меня, недостойного раба Твоего, видеть эти места, где Ты ступал пречистыми Своими ногами. Я не осмеливаюсь продолжать свой путь, дабы землю, освященную святыми стопами Твоими; не попрать моими нечистыми ногами, И того довольно мне, что я, грешный, удостоился видеть эти святые места» Все это говорил он, пав ниц на землю и обливаясь теплыми слезами.
После сего братья просили продолжать путь, но святой, подобно великому пророку и царю Давиду, кротко говорил им: «Не могу отсюда идти далее, поскольку считаю себя недостойным приблизиться к святым местам. Посему идите туда вы одни и принесите и за меня, грешного, молитвы у Святого Гроба Господня» Они, облобызав святого Давида, против своей воли оставили его и ушли со слезами. Давид асе взял на том месте камень, как будто он был взят им от Гроба Господня, положил его в корзину свою и пошел обратно в Гареджи, в Иверию.
Всеблагий Бог, видя такое его смиренномудрие, благоволил явить людям его святость и веру. Когда преподобный возвратился в пустынь и положил там камень, от него стали являться чудеса: с верой лобызая его, многие немощные и страждущие исцелялись. Вскоре после сего пришли и братья св. Давида, поклонники святых мест, и возвестили инокам обо всем виденном и слышанном в Иерусалиме. Известие о подвигах благочестия преподобного Давида и о чудесном камне, принесенном им, привлекло в Гареджи великое множество отшельников, так что вся пустыня наполнилась ими. Некоторые из них жили уединенно в расселинах каменной горы, Давид же, как пастырь, радуясь об умножении своего стада, давал монахам разные душеспасительные наставления.
Житие преподобного Давида Гареджийского Чудотворца, Покровителя Грузинского Царства
(Память его в первый четверток после Вознесения)
Михаил Сабинин (Сабинашвили)- «Полные жизнеописания Святых Грузинской Церкви»

Давид Гареджи, монастырский комплекс

Давид Гареджи, монастырский комплекс

К месту указать источник — http://www.georgianweb.com/religion/ru/garejeli.html — кроме приведенного мной текста, присутствуют еще много интересных данных о Гареджи и не только.
Наверно в этом месте стоит и завершить повествование, все равно не смогу словами объяснить, что меня заставило 4 раза там побывать. Однозначно, не только святость этих мест и легенда о «зачете Иерусалима». Наверно не мала доля в причинах – сама красота этих мест! Хоть эти горы и лишены обильной растительности, но так приятно стоять на вершине, на нависающим над провалом камнем и смотреть далеко вперед! Незабываемое впечатление оставила природа места – настолько пьянящего запаха цветов я не встречал нигде – это можно сравнить с неким взрывом запахов.
Из всех поездок особые впечатление были от второй и третьей – удалось очень рано побывать в Гареджи – когда не громкий колокол зовет на утреннюю службу монахов и вокруг больше нет никого. К сожалению, в дневное время там очень людно.

А в завершение – новая практика, полный фото-отчет о поездке.

7 ноября 2010 - Давид Гареджи

7 ноября 2010 - Давид Гареджи

Давид Гареджи, 07 ноября 2010 года

Давид Гареджи, 07 ноября 2010

Комментарии

  1. Анна:

    ПДГАЛ — это Памятники древней грузинской агиографической литературы V-X вв., под ред. И. Абуладзе,Тбилиси, 1963 — მველი ძველი ქართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის ძეგლები. V-X სს. / რედ. ი. აბულამე, თბილისი, 1963 — есть только на языке оригинала, т.е. не просто грузинском, а древне-грузинском.
    Если знаете язык — можете почитать здесь — http://titus.fkidg1.uni-frankfurt.de/texte/etcs/cauc/ageo/gh/gh1/gh1.htm?gh1093.htm#Coll.Hag.I_Vita_Dav.Gar._V_238_17_F_177v (это как раз глава о камне).
    Сабинин пересказывает все довольно-таки неточно — как раз фразы «как будто от гроба» в этом тексте и нет.Хотя для русскоговорящих лучше ничего нет. Вообще есть 4 жития св. Давида: древнее около Х в. и метафрастическое (в стиле Симеона метафраста) — XII в. и еще два поздних (века 18). У Абуладзе в указанной ссылке текст Х в. но и текст XII века он тоже издал (в третьем томе того же ПДГАЛ, но его пока в сети, кажется нет).
    Удачи Вам в Ваших Грузинских путешествиях.

  2. retraining:

    Достаточно интересная статья. Думаю стоит добавить в избранное для дальнейшего изучения